|
Пояснительная записка
Настоящая программа предназначена для создания необходимых условий, отвечающих за состояние здоровья участников образовательного
процесса и воздействия на причины здоровья.
Статистические данные указывают на высокую заболеваемость детей.
Наблюдается увеличение нарушения зрения, осанки, сердечно-сосудистых заболеваний, органов дыхания, задержки физического развития.
Имеются дети 140, у которых выявлено сразу несколько заболеваний.
Результат диагностики заболеваний детей среди родителей (всего анкетировалось 356 родителей) наглядно демонстрирует неблагоприятную ситуацию состояния здоровья школьников.
70% всех учащихся часто испытывают слабость, утомляемость после занятий в школе и дома.
75% учащихся часто испытывают головные боли при волнении, после физической нагрузки, а так же без видимых причин.
У 50% бывают боли, неприятные ощущения в области сердца.
Около 64% учащихся болеют простудными заболеваниями, 65% страдают болями в животе, у 44% учащихся наблюдается нарушение сна.
Если посмотреть на возрастную динамику заболеваемости, то очевидным становится резкое возрастание проблем нервной системы в начальном звене, сердечно-сосудистой системы в среднем звене, пищеварительной и мочевыделительной систем в старшем звене.
Анализ дня ДРК позволяет сделать выводы:
- отягощённость хроническими заболеваниями сказывается на уровне работоспособности в течении как учебного дня, так и учебного года, при этом наблюдается ухудшение функций вегетативной нервной системы (головные боли, боль в области сердца, вялость,
рассеянность, высокая утомляемость);
- учебная программа школы достаточно сложна и насыщена, за счёт введения дополнительных дисциплин. Это создаёт у отдельных детей снижение резистентности организма и вызывает рост хронических заболеваний;
- по результатам анкетирования среди детей, основная часть наших учащихся одной из главных жизненных ценностей называют здоровье.
Однако, отношение к здоровью как самоценности сопровождается зачастую неумением заботиться о нём.
Большинство учащихся неадекватно оценивают состояние своего здоровья, слабо разбираются в вопросах здорового образа жизни и, как следствие этого, недостаточно заботятся о собственном организме;
- школа размещается в типовом здании (пятидесятых годов), подвергалась перепланировкам в связи с необходимостью увеличить число учебных кабинетов и потому не вполне соответствует нормативам, предъявляемым к проектированию и строительству современных учебных заведений;
- не соответствуют размеры окон, что снижает естественную освещённость учебных комнат;
- размеры зала для спортивных занятий не соответствуют современным требованиям;
- в качестве лабораторий кабинетов физики, химии, биологии эксплуатируются приспособленные комнаты не соответствующие нормам.
Выявленные факторы, влияющие на состояние здоровья, непосредственно связаны с организацией работы школы.
В первую очередь это касается организации учебно-воспитательного процесса, соблюдение санитарных норм и правил, гигиенических требований к условиям обучения.
А так же соблюдение психологического обеспечения учебного процесса, организации здорового режима учебного дня, двигательной активности, требований к организации медицинского обслуживания и питания.
Кроме перечисленных объективных факторов, существует ряд субъективных.
Главный из них, недостаточная подготовленность учителей, родителей по вопросам сбережения здоровья школьников, нет мотивации к заботе о собственном здоровье.
Направления работы
- Диагностика, коррекция и развитие учащихся.
- Профилактическое и коррекционное.
- Опытно-экспериментальное и методическое.
- Физкультурно-оздоровительное.
- Информационно-просветительское.
Цели программы
- Сохранение здоровья детей
- Привлечение внимания общественности к проблеме сохранения и укрепления здоровья детей
- Создание и апробация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
Задачи программы
- Снижение уровня заболеваемости учащихся
- Соблюдение валеологических требований на занятиях
- Формирование у педагогов, учащихся и родителей здорового образа жизни
- Формирование системы спортивно-оздоровительной работы
- Формирование и сохранение русских истоков
- Разработка механизмов совместной работы всех заинтересованных служб, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся
Ожидаемые результаты
- Снижение уровня заболеваемости детей школьного возраста.
- Налаживание работы с поселковой поликлиникой по формированию здорового образа жизни.
- Формирование здорового образа жизни в семье.
|